МБОУ гимназия № 12 города Липецка
город Липецк
  • Доступная среда

    Государственная социальная политика в отношении инвалидов Российской Федерации направлена на обеспечение им равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации.
    В 2008 Россия присоединилась к Конвенции о правах инвалидов, принятой резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций (далее – Конвенция). С учетом требований Конвенции в 2010 году разработана Государственная программа «Доступная среда на 2011-2015 годы». Цель программы – создание безбарьерной среды для людей с ограниченными возможностями. Говоря простым языком, предназначение этой программы в том, чтобы исправить недостатки жизненного уклада, мешающие людям с ограниченными возможностями чувствовать себя полноправными членами общества.
    «Доступная среда» – безбарьерная среда для детей-инвалидов, обеспечивающая доступ к образовательным ресурсам и совместный процесс их обучения в обычных школах.
    Она направлена на развитие инклюзивного образования, основная идея которого заключается в исключении любой дискриминации учеников и создании специальных условий для детей, имеющих особые образовательные потребности. Все дети, независимо от степени их совершенства и отличительных особенностей, достойны уважения и могут учиться.
    В связи с тем, что социализация и образование детей с ограниченными возможностями здоровья является одним из важнейших факторов государственной политики в сфере охраны здоровья и образования, особое внимание сосредоточено на создании условий для полноценного включения этой категории детей в образовательное пространство.
    Ни для кого не секрет, что процесс обучения любого ребенка в школьном возрасте должен осуществляться очно, в коллективе, под контролем педагогов, при «живом» общении учителя с учеником. В этом случае обучение более эффективно. При обучении детей с ограниченными возможностями здоровья возникают особенности, связанные с психологическим и физическим состоянием ребенка. Поэтому очень важно адаптировать образовательную среду к больным детям и детям-инвалидам.
    Работа по созданию комфортных условий обучения детей-инвалидов проводится для того, чтобы дети могли посещать обычные школы, а не специализированные коррекционные образовательные учреждения.
    Для каждого обучающегося в начале учебного года проводится Психолого-педагогический консилиум, на котором разрабатывается программа индивидуального сопровождения ребёнка, учитывающая его особенности здоровья.
    Для детей-инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата у входа в школу установлен пандус. Пандус достаточно пологий, чтобы ребенок на коляске мог самостоятельно подниматься и спускаться по нему. Ширина пандуса не менее 90 см. Необходимыми атрибутами пандуса являются ограждающий бортик (высота — не менее 5 см) и поручни (высота — 50-90 см), длина которых должна превышать длину пандуса на 30 см с каждой стороны. Ограждающий бортик предупреждает соскальзывание коляски.
    Для детей-инвалидов по зрению крайние ступени лестницы при входе в школу покрашены в контрастные цвета.
    Ширина дверных проемов в гимназии не менее 80 — 85 см, иначе человек на инвалидной коляске через нее не пройдет. Крайние ступени внутри школы, как и при входе, покрашены в яркие контрастные цвета и оборудованы перилами. Названия классных кабинетов написаны на табличках крупным шрифтом.
    Детям-инвалидам  выделена зону в стороне от проходов, оборудована скамьями, полками и крючками для сумок и одежды и т.д.
    В столовой ширина прохода между столами для свободного передвижения на инвалидной коляске увеличена до 1,1 м. Столы находятся в непосредственной близости от буфетной стойки в столовой. Такая рассадка позволяет детей-инвалидов сажать в столовой вместе с одноклассниками, что крайне желательно.
    Книги, находящиеся в открытом доступе, и картотеку расположили в пределах зоны досягаемости (вытянутой руки) человека на коляске, т.е. не выше 1,2 м при ширине прохода у стеллажей или у картотеки не менее 1,1 м.
    В учебных классах ребенку-инвалиду необходимо дополнительное пространство для свободного перемещения. Минимальный размер зоны ученического места для ребенка на коляске (с учетом разворота инвалидной коляски) — 1,5 х 1,5 м.
    Детям-инвалидам с нарушениями опорно-двигательного аппарата около парты  предусматриваем дополнительное пространство для хранения инвалидной коляски (если ребенок пересаживается с нее на стул), костылей, тростей и т.д. Ширина прохода между рядами столов в классе не менее 90 см. Такая же ширина у входной двери без порога. Около доски имеется свободный проход, чтобы ребенок на коляске или на костылях смог спокойно перемещаться там.
    Детям-инвалидам по зрению при необходимости оборудуем одноместные ученические места. При этом необходимо уделить внимание освещению рабочего стола, за которым сидит ребенок с плохим зрением и помнить, что написанное на доске нужно озвучивать для того, чтобы он смог получить информацию. Парта ребенка со слабым зрением должна находиться в первых рядах от учительского стола и рядом с окном. Когда используется лекционная форма занятий, учащемуся с плохим зрением или незрячему следует разрешить пользоваться диктофоном — это его способ конспектировать. Пособия, которые используются на разных уроках, должны быть не только наглядными, но и рельефными, чтобы незрячий ученик смог их потрогать.
    Для обеспечения безопасности и беспрепятственного перемещения детей с инвалидностью по школьной территории предусмотрено ровное, нескользкое асфальтированное покрытие пешеходных дорожек.
    В здании гимназии постоянно находится медицинский работник, в случае необходимости ребенок-инвалид может воспользоваться процедурным кабинетом.
    В гимназии имеется Wi-Fi. Интерактивные панели столов, досок и сенсорных ноутбуков способствуют развитию тактильного, визуального и акустического восприятия.
    Все учащиеся гимназии, в том числе и учащиеся с ОВЗ имеют доступ к электронным образовательным ресурсам. Учащиеся подключены ко ФГИС Моя школа и используют информационную платформу Сферум.
    Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ осуществляют психолог, классный руководитель, учитель-предметник. В рамках должностных обязанностей каждый из участников образовательного процесса составляет план работы по сопровождению обучающихся. Организация сопровождения включает в себя  работу психолого-медико-педагогического консилиума;  выполнение рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии; оказание психологической, логопедической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья; организация индивидуальных педагогических маршрутов;  организация педагогического взаимодействия. В системе  работы следующие формы:

    • проведение индивидуальной работы с учащимися и их родителями: тематические беседы, посещение семей, подготовка рекомендаций, характеристик на ПМПК;
    • проведение  малых педагогических советов, административных советов;
    • ведение карт наблюдений динамики учебных навыков;
    • посещение, взаимопосещение уроков, анализ уроков с точки зрения здоровьесбережения;
    • разработка методических  рекомендаций учителю;
    • диагностика, коррекция, профилактика;
    • обследование школьников  по запросу родителей;
    • оказание психологической поддержки педагогам.

    Расписание занятий соответствует общеобразовательным нормативно-правовым актам.

    Критерии соответствия объекта требованиям по обеспечению его доступности для инвалидов Оценка текущего состояния доступности объекта и имеющихся недостатков в обеспечении условий доступности для инвалидов (да/нет)
    специально оборудованные учебные кабинеты нет
    объекты для проведения практических занятий, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья да
    библиотеки, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья да
    объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья да
    средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья да
    беспрепятственный доступ в здания образовательной организации да
    специальные условия питания да
    специальные условия охраны здоровья да
    доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленный для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья да
    электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья да
    специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования да
    Поделиться страницей

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie